ВОЗГЛАСЫ, ОТПУСТЫ, ЕКТЕНИЙ

Наставник произносит в установленных местах службы возглас - "За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" - в начале службы и после слов "Именем Господним благослови отче". А также молитву Исусову - "Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" после Трисвятаго. После них чтец или головщик глаголет: "Аминь". Эти возгласы заменяют все священнические возгласы, указанные в книгах.

Ектения означают пение "Господи, помилуй" трижды (малая), 12 или 40 и Слава, И ныне. Особые молитвы наставника отсутствуют, только на заупокойной ектений 40 наставник по обычаю чтет молитву: "Покой, Господи…" или "Помяни, Господи, иже о вере…".

Отпусты глаголются наставником в конце служб. Они помещены в книге "Устав о домашней молитве". Сложность представляют воскресные отпусты на вечерне, утрене, часах.

Отпуст в субботу на малой вечерне: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистые Ти Матере, и святых славных и всехвальных апостол, (и святых в числе по святцам) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец".

При совершении службы Богородице, праздникам Ея, отданиям праздников, явлениям чюдотворных образов Ея купно с воскресной на отпусте упоминаем: "честаго и славнаго Ея…". В предпраздньства и попраздньства богородичных праздников, а также если служба Богородице в числе не совершается, дополнение на отпусте не делается.

В воскресенье на утрене и часах: "Воскресыи из мертвых, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою честнаго и животворящаго Креста и святых славных и всехвальных апостол, (и святых в числе) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец".

На воскресной полуношнице и 1-м часе малый отпуст начинается: "Воскресыи из мертвых…". Так же начинаются все отпусты в течении 40 дней празднования Пасхи.

Святые в числе упоминаются по святцам в следующем порядке:
- святые, которым творилась служба;
- прочие святые в числе;
- святые из Прологов, Четь-минеи не упоминаются

Слова: "обретение мощем", "память", "преставление", "пренесение", "отдание", "предпраздньство" и другие не упоминаются. Вместо "иже Христа ради уродиваго", "брата Господня по плоти" и другие глаголется: "иже Тебе ради уродиваго", "брата Твоего по плоти".

В праздники отпусты глаголются по Уставу.

Отпуст празднуемым святым в седмичные дни (на вечерне, утрене, часах, молебне): "Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере, (и святаго празднуемого), и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец."

Прочие святые в числе в дневном отпусте не упоминаются.

На прочих службах: малой вечерне, малой павечернице, полуношнице, праздничном 1-м часе - глаголется малый отпуст: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец".

Отпусты повседневной службы напечатаны в Уставе о домашней молитве и здесь не рассматриваются.

По отпусте наставник совершает поклон в пояс.