Металлов В. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому, протоиерея Василия Металлова доклад. // Московские церковные ведомости. М., 1917, N3-4 (21 января), Офиц. отд., с. 19-22.

Обозрев, по поручении Вашего Высокопреосвященства, многие церкви г. Москвы, в отношении состояния церковного пения и церковнопевческих хоров, имею долг доложить нижеследующее.


1) В отношении внешнего благоустройства смешанных хоров из мужчин и женщин и благоповедения их в храме принятыми по указанию Вашего Высокопреосвященства мирами достигнуто благоприличное стояние певчих в храме, на виду у молящихся, обыкновенно за клиросом, где устраняется тем самым возможность певчим сидеть, разговаривать между собой и нарушать благоприличие в храме поведением своим, а затем достигнуто единообразие в костюмах женщин, теперь повсюду скромных, закрытых, темного цвета, и в головных уборах, темных или 6елых, по тому образцу, как у сестер милосердия.

2) В отношении исполнения песнопений замечается улучшение приемов пения, более скромных и церковных, чем раньше, и старания ввести в хорах более стройное и более строгое выполнение предписаний церковного устава и установленных церковных традиций, а также и указаний в отдельных случаях оо. настоятелей и распоряжений епархиального начальства.

3) В выборе песнопений замечается более строгая разборчивость, в духе церкви и церковного богослужения и установившихся старинных местных традиций, при более строгом и осмотрительном отношении к новым произведениям церковно-музыкального искусства, преследующим обыкновенно более музыкальные и художественные цели, в ущерб духовным потребностям церкви и молящихся, для коих новаторские опыты этого рода часто совсем непонятны, для коих важнее текст священных песнопений, а не музыкальные украшения в напеве.

Для усовершенствования дальнейшего состояния церковного пения в исполнении церковнопевческих хоров, как показало наблюдение, следует обратить внимание на то:

1) чтобы уставное гласовое и негласовое пение употреблялось предпочтительно пред партесным, в употребительных издавна напевах церковных, обычном, знаменном или столповом, киевском, греческом, болгарском и других местных, монастырских;

2) чтобы эти напевы как в отношении священного текста, так и в отношении мелодий и ритма исполнялись тщательно, неторопливо, раздельно, внятно и благоговейно, без всяких признаков небрежности, или попыток изменений, дополнений, сокращений и ненужных повторений в тексте, как, напр.: "Тебя Господи, Господи", - "Аллилуйя 3-жды, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже" (как в "блажен муж"), - "Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил, сотворил еси", - "Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние, достояние Твое", - "Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Бозе, о Бозе Спасе моем", - "буди, Господи милость твоя на нас, якоже уповахом, уповахом на Тя", - "Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум, сердца моего разум", - "Аминь, Аминь" и пр. Все это легко может быть пропето без ненужных повторений текста, как и в песнопении "Единородный Сыне" конец: "Спаси нас, спаси нас" и "Видехом свет истинный" конец: "Та бо нас спасла есть, спасла есть". Также должна быть избегаема неправильная расстановка текста, особенно в часто употребляемых песнопениях, как "Святых лик обрете источник жизни (остановку делают) и дверь райскую да обрящу и аз путь покаянием", - тогда как правильная расстановка слов такая: "Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую" (остановка, и далее) "да обрящу и аз путь покаянием"; в 9-й песне ирмосов 7 гл. в конце: "село невместимого (делают остановку), Зиждителя Твоего Тя величаем", тогда как следует: "село Невместимого Зиждителя Твоего" (остановка и далее) "Тя величаем", - в тропаре на Введение в конце: "радуйся смотрения (делают остановку) Зиждителева исполнение", тогда как следует: "радуйся (остановка и далее) смотрения Зиждителева исполнения";

3) чтобы из хоровых изложений на священный текст были предпочитаемы переложения с церковных напевов собственным сочинениям композиторов, а из сочинений сих последних были выбираемы более соответствующие духу и характеру православного богослужения, с исключением из обращения в клиросной практике всех произведений, с отпечатком светского, хороводного и концертного пения, с преобладанием сольных выступлений и приемами новаторскими в композиции и исполнении, рассчитанными на драматизм впечатления, а не на создание благоговейного молитвенного настроения в слушателях, что составляет самое существенное для стоящих при богослужении;

4) чтобы пение хоров было согласовано с возгласами, молитвами и действиями священнослужащих, не ускорялось и не замедлялось, чтобы в первом случае не получалось от этого моментов непонятного стоящим в храме молчания, во втором - не подвергаться вынужденному молчанию самим священнослужащим, для достижения чего руководители певцов должны тщательно знать устав и порядок богослужения и сознательно участвовать в богослужении, а не выполняя только механически известные певческие номера, по своему личному музыкальному пониманию, имея в виду, что пение предназначается для храма и богослужения, а не наоборот;

5) чтобы во всех случаях, где это возможно, по усмотрению оо. настоятелей, и даже при архиерейских служениях, общеизвестные песнопения исполнялись всенародно под руководством кого-либо из клириков;

6) чтобы по возможности были организованы при церквах, особенно, где есть школы, свои собственные церковнопевческие хоры, взамен хоров профессиональных, исполняющих свои обязанности нередко небрежно, являющихся на клирос часто в минимальном количестве 8, 7, 6 и даже 5 человек и дающих самое жалкое пение, при значительных требованиях денежного вознаграждения, которое с успехом могло бы быть обращено на организацию своего приходского хора, управителями которого могли бы быть сведущие в деле клирики;

7) чтобы поддержать старинные традиции в составе церковнопевческих хоров, куда входили исстари певцы-мужчины и мальчики, при торжественный служениях, особенно архиерейских, и в особо старинных видных храмах, как Покровский и Василия Блаженного собор, собор Казанский и др., весьма желательно в исполнении пения участие только хоров одного мужского состава, из мужчин и мальчиков. Участие одних женских хоров при архиерейском же служении является вполне уместным в женских монастырях и женских учебных заведениях, училищах и приютах;

8) чтобы облегчить возможность организации церковноприходских хоров, полезно способнейшим в пении приходским псаломщикам посещать регентские курсы, существующие при Московском обществе любителей церковного пения, где они могли бы твердо усвоить и правила с приемами регентования хором и правила музыкально-теоретические, равно и улучшенные способы пения осмогласных песнопений обычного напева и напевов старинных, сохраняемых в изданных обществом нотно-певческих книгах на все случаи обычным Московским напевом, содержащих Всенощное бдение, Литургию, песнопения праздников, постной и цветной триоди и пр;

9) почин в организации церковноприходских хоров, содействие устроению церковноприходского пения, тщательность выбора церковных песнопений для богослужения, наблюдение за исполнением церковных песнопений при богослужении, наблюдение за благоповедением певческих хоров при богослужении, согласно существующим законоположениям, лежит на оо. настоятелях церквей и только в случаях затруднительных им на помощь приходят особо назначаемые епархиальным начальством лица наблюдателей за церковнопевческими хорами.

Протоиерей Василий Металлов.
3 января 1917 г.


http://temples.ru/index.php?op=bibliofulltext&id=41